Сикстинская капелла: драгоценная шкатулка Ватикана
Серое неприметное здание, примыкающее к собору Святого Петра, выглядит довольно обыденно, а по внешнему виду скорее напоминает крепость, нежели церковное строение. Однако именно это здание служило в качестве домовой церкви Папе Римскому, а сегодня в нем собирается Конклав – специальное собрание, на котором избирается высшее духовное лицо – Папа Римский.
к оглавлению ↑
История
История Сикстинской капеллы берет начало в XV веке. На месте нынешнего церковного здания в маленьком государстве стояла так называемая Великая капелла, где для обсуждения важных вопросов собирался весь папский двор – на подобные встречи собиралось около 200 кардиналов, которые представляли различные религиозные ордены.
Но папа Сикст Четвертый полагал, что строение недостаточно безопасно для подобных мероприятий. На то были веские основания – в то время существовала прямая угроза со стороны турецкого султана Мехмеда «Завоевателя», да и отношения с флорентийской династией Медичи вряд ли можно было назвать дружественными. Поэтому Папа велел снести Великую капеллу и на ее месте выстроить новую, более надежную.
Работы по строительству нового церковного сооружения, автором проекта которого стал архитектор Баччо Понтелли, начались в 1473 году, а строительство возглавил архитектор Джорджи де Дольчи. Возведение часовни завершилось в 1481 году, а спустя два года – в 1483 году – было проведено торжественное освящение капеллы, получившей имя папы Сикста.
Освящение приурочили к празднику Вознесения Богоматери. К открытию было также приурочено создание специального мужского хора. Право петь в этом хоре получал далеко не каждый – туда принимались только мужчины, и только католической веры.
Своими размерами церковь в точности повторяла размеры ветхозаветного Храма Соломона – 40,9 метров в длину, 13,4 м. шириной, а высота здания достигала 21 метра.
Здание имеет три этажа, три яруса. Нижний, самый мощный и наиболее укрепленный, служил опорой всему зданию и одновременно убежищем в случае военной атаки. Второй ярус – основной, именно здесь были расположены помещения для совещаний. Третий ярус выполнял функции дозора: здесь были расположены караульни и галерея для обхода всего здания.
По первоначальному замыслу верхний ярус задумывался как открытый, но во время дождей воды заливали второй ярус, от этого фрески портились, поэтому со временем над галереей решено было возвести крышу.
Многочисленные прихожане и гости города могут узнавать о результатах выборов незамедлительно: если выборы состоялись, об этом извещает белый дым из печной трубы на крыше капеллы. Если же результаты выборов неудовлетворительны, то дым будет черного цвета.
к оглавлению ↑Это вам может быть полезно: как добраться из аэропорта Фьюмичино в Рим? Автобусы и другие доступные пути.
После выезда за пределы Ватикана, обязательно взгляните на площадь Пьяцца Навона в Риме. Это удивительное место, достойное просмотра.
Как выглядит домашний стадион Ювентуса в Турине и где его найти? Узнайте все из этой статьи: https://expertitaly.ru/dostoprimechatelnosti/turin/stadion-yuventus.html
Фрески и украшения, фото росписей
Если посмотреть на здание с высоты птичьего полета, то по виду оно напомнит простую и незатейливую шкатулку. Но какие в этой шкатулке драгоценности!
Когда посетители попадают внутрь, то моментально забывают о неприметном внешнем виде. Кто же так искусно расписал потолки и своды Сикстинской капеллы в Ватикане?
Внутри здание представляет собой по форме простой прямоугольник. Посередине капелла разделена мраморной перегородкой (авторы – Андреа Бреньо и Джованни Далмата). Стены разделены горизонтальными рамами на несколько секций. Средняя секция – это фрески со сценами библейской жизни, а верхняя секция вместила портреты первых тридцати понтификов Римской католической церкви.
После окончания возведения капеллы, в 1481 году, Сикст Четвертый по согласованию с флорентийским правительством пригласил в Ватикан самых известных художников того времени – Пьетро Перуджино, Сандро Боттичелли, Козимо Росселли, Лука Синьорелли и других мастеров. Перед художниками стояла задача – расписать стены капеллы.
Мастерами было создано 16 величайших фресок, изображающих сцены из Ветхого и Нового завета. Каждая из росписей содержала около 100 персонажей, прописанных до мельчайших деталей. Основная тематика – житие Моисея («Поход через Красное море», «Избиение младенцев») и жизнь Иисуса Христа («Нагорная проповедь», «Тайная вечеря» и др.).
Цокольная часть здания украшена гобеленами, которые выполняли не только эстетическую функцию – гобелены скрывали вход в тайные или служебные помещения. На старинных гобеленах, выполненных по рисункам Рафаэля Санти, были изображены сцены из жизни апостолов.
До наших дней уцелели лишь 7 гобеленов, остальные уже не подлежали реставрации. Уцелевшие гобелены хранятся сегодня в музее, а капеллу украшают искусно выполненные копии.
Потолок по изначальной задумке папы Сикста IV должен был изображать звездное небо (автор проекта Пьер-Маттео ди Амелия). Но в 1504 году отсыревшая штукатурка рухнула прямо на головы понтифика и его кардиналов во время одной из встреч.
Папа Римский Юлий Второй повелел укрепить стены часовни и переделать потолочные перекрытия. От фрески со звездным небом ничего не осталось, кроме грубого слоя штукатурки. Тогда понтифик пожелал, чтобы свод был расписан заново. Для этого был приглашен мастер, считавшийся гением своего времени – Микеланджело.
Схема росписи свода потолка Сикстинской капеллы выглядит так, чуть ниже ее фото.
к оглавлению ↑Работа Микеланджело Буонарроти и «Страшный суд»
Почему для создания внутреннего убранства пригласили именно Микеланджело Буонарроти, искусствоведы гадают до сих пор – ведь Микеланджело считается именно скульптором, а не художником. Но факт остается фактом – практически все фрески на сводах капеллы принадлежат великому живописцу.
Папа Юлий II специально пригласил Микеланджело для росписи стен и потолка. Но встреча имеет свою предысторию. Юлий II планировал, чтобы капелла служила впоследствии его гробницей, и именно этот вопрос он изначально обсуждал с Микеланджело. Но после того, как Папа отказался оплатить поставку мрамора для статуй, Микеланджело покинул Рим. Вернулся он после неоднократных просьб Папы, приступив к работе над фресками, и вопрос о гробнице больше не поднимался.
Этот заказ стал своеобразным вызовом для Мастера. Мало того, что объем работы предстоял колоссальный, она имела свои нюансы. Например, потолок Сикстинской капеллы сводчатый, и поэтому фигуры сюжетной росписи Микеланджело нужно было изобразить так, чтобы пропорции оказались не нарушены и смотрелись правдоподобно. Всего в росписи на потолке насчитали 343 фигуры – это величайший пример монументальной живописи.
Кстати, именно благодаря Микеланджело был создан новый тип подвесных строительных лесов, которые и по сей день используются при росписи храмов. Леса сконструированы таким образом, чтобы они не касались уже расписанных стен, и при этом не мешали ходу служб в храме.
Но работа Микеланджело не закончилась с освящением капеллы. В 1534 году мастер вернулся сюда снова – для работы над фреской «Страшный суд» по заказу понтифика (Климента, а после его смерти — Павла III). Создание фрески было завершено в 1541 году.
При работе над фреской мастер поступился канонами своего времени. Так, Иисус изображен без бороды, ангелы лишены крыльев, а святые изображены нагими. Просто описание картины не позволит полноценно понять, что изобразил Микеланджело в «Страшном суде» Сикстинской капеллы, поэтому взгляните на фото фрагмента росписи.
А на этом фото изображено «Сотворение Адама» в Сикстинской капелле, тоже созданное Микеланджело.
Работа продвигалась медленно из-за состояния здоровья мастера: ему приходилось подолгу стоять в неудобных позах, запрокинув голову, при этом частички краски и пыли попадали художнику в глаза и уши. Несмотря на то, что состояние здоровья и многочисленные инфекции сказывались на скорости работ, Микеланджело не допустил к фреске ни одного своего помощника, выполняя все работы самостоятельно.
Больше полезного и интересного о знаменитой Сикстинской капелле вы можете увидеть в этом видеоролике:
к оглавлению ↑Удивительный собор Санта-Мария-делла-Салюте и его очаровательную архитектуру обязательно стоит посетить, пока вы путешествуете по Италии. Узнайте о нем все!
Путешествуя по Венеции, не забудьте пройтись по романтичному мосту Риальто. У нас на сайте вы можете прочитать о нем и взглянуть на фото.
Если вам нравится итальянская кухня, узнайте, как готовить карбонару с беконом и сливками — это очень просто и вкусно!
Часы работы, стоимость билетов
Капелла открыта для посещений с 9 до 16 часов.
Стоимость входного билета: 16 евро.
Билеты можно приобрести как в билетной кассе, так и на официальном сайте, в разделе предварительного бронирования (стоимость дополнительной услуги предварительной брони – 4 евро).
к оглавлению ↑Где находится, как добраться
Найти Сикстинскую капеллу под силу даже самому неопытному туристу. Она примыкает к одному из значимых архитектурных сооружений – Собору Святого Петра. Добраться до него можно общественным транспортом Рима:
- Автобусы — № 49, 81, 492 и 982.
- Линия метро – по линии «А» (ехать до станции «Ottaviano»).
- Трамвай № 19 (остановка «Пьяцца ди Рисорджименто»).
Официальный адрес достопримечательности: Viale Vaticano, 00120, Cittа del Vaticano, Sistine Chapel
Телефон для справок: +(39) 055 713655
Сайт: www.mv.vatican.va
Ежедневно архитектурную достопримечательность посещает около 22 тысяч туристов. Сикстинская капелла хранит настоящую сокровищницу работ мастеров эпохи Возрождения. И каждый приходящий сюда окунается в загадочный мир библейских сюжетов, приподнимающий завесу над прошлым…